Каково мнение обывателя о белых стихах? На ум сразу приходит нечто неладное-нескладное, потому что стихи – это что? Это рифма. Рифмы нет – значит, вроде бы, не стихи. Даже вспоминается Незнайка со своим «палка-селёдка». Но не всё так просто. Белый стих – это всё-таки стих, просто особенный.
Для начала – разберёмся с названием: почему, собственно, белый, а не жёлтый или, например, зелёный? Всё просто. Окончания строк, куда в обычных стихах помещается рифма или, по-другому, созвучие, остаются незаполненными или «белыми» в звуковом отношении. Однако это вовсе не означает, что в таких стихотворениях присутствует хаотическая неорганизованность окончаний: напротив, они подвергаются отбору. В мужских ударение падает на последний слог, в женских – на предпоследний, в дактилических – на третий слог от конца. Часто можно встретить сочетание двух видов окончаний. Обратите внимание: несмотря на отсутствие рифмы, в белых стихах есть размер. Поэтому встречаются, например, белый ямб или белый анапест. Также отметим: о белых стихах вообще имеет смысл говорить в контексте тех национальных поэзий, для которых характерны и значимы размер и рифма. Поэтому в той же древнегреческой поэзии понятие «белого стиха» не существовало, зато существовал «безрифменный стих» - его предок. К безрифменным стихам можно отнести всю античную поэзию и европейскую поэзию более поздних периодов, когда традиция стиха рифмованного ещё не сложилась.
Белыми стихами написаны древние сказания и всяческие стилизации. Например, наше «Слово о полку Игореве», переложенное на современный русский язык (его оригинал – это просто сплошной текст без абзацев, который, тем не менее, читался достаточно легко), или «Песнь о Гайавате» Лонгфелло. В русской поэзии белый стих пользовался популярностью в конце XVIII — начале XIX веков, в особенности – белый ямб: он применялся в стихотворных драмах и поэмах. Есть белые стихи в произведениях Карамзина:
Во тьме ночной явилась буря;
Сверкал на небе грозный луч;
Гремели громы в чёрных тучах,
И шумный дождь в лесу шумел...
Некрасова (знаменитая поэма «Кому на Руси жить хорошо»)
В какой земле - угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков…
И даже всеми любимого Пушкин – в «Борисе Годунове» или «Маленьких трагедиях:
Приди — открой балкон. Как небо тихо;
Недвижим теплый воздух, ночь лимоном
И лавром пахнет, яркая луна
Блестит на синеве густой и темной,
И сторожа кричат протяжно: «Ясно!..»
А далеко, на севере — в Париже —
Быть может, небо тучами покрыто,
Холодный дождь идет и ветер дует.
А нам какое дело? слушай, Карлос,
Я требую, чтоб улыбнулся ты...
Из более современных – «Песнь о Буревестнике» Горького, вообще в XX веке белый стих использовался редко, в основном – в стилизациях, в лирике – гораздо реже. Да, что касается лирических белых стихов – для них характерно использование различных стихотворных размеров, а окончания подбираются по определённой схеме, которая предусмотрена замыслом строфы. Прекрасные образцы лирических белых стихов – Пушкинское «Вновь я посетил» или Лермонтовское «Слышу ли голос твой».
Итак. Допустим, вы решили взяться за написание белого стиха. Первое, что стоит отметить, исходя из примеров и классификаций, приведённых выше: написать белый стих ничуть не проще, даже сложнее, чем обыкновенное стихотворение. Дело в том, что при создании белого стиха нужно придерживаться куда более тонких правил и моментов, нежели обычная рифма. Белое стихотворение при отсутствии рифмы должно всё равно оставаться стихотворением, то есть, обладать особой ритмической организацией. Поэтому: обязательно обратите внимание на разновидности стихотворных размеров и форм. Особенно – если слова «ямб», «хорей», «амфибрахий» и «анапест» вам не знакомы или знакомы очень отдалённо. Посвятите время изучению теории – глупо переходить сразу к практике, попытка может закончиться провалом. Особое внимание уделите именно ритму, ритмическим единицам: слогам (первый уровень), стопам (второй уровень), строкам (третий уровень) и строфам (четвёртый уровень). Наиболее важная ритмическая единица – строка.
Ещё немного о форме, даже, скорее, о звучании, причём не только для белых стихов, но для стихов вообще: помните, что скопление согласных, идущих подряд, или столкновение похожих согласных очень сильно влияет на благозвучие. Как у Лермонтова: «С свинцом в груди…». Лермонтову, впрочем, простительно, а вот начинающие поэты таких вольностей себе позволять не должны.
С формой, вроде бы, разобрались. Теперь – несколько слов о содержании. Для начала – почитайте классиков. Всё, что нравится. Язык классиков небанален – это признак таланта: настоящий поэт, какие бы стихи он не писал, белые ли, обычные ли, избегает банальных фраз, избитых метафор, пошлых эпитетов. Создавая белый стих, вы, конечно, обходите стороной тривиальные рифмы вроде «любовь-кровь-вновь» или «розы-слёзы-грёзы» (потому как рифма вам просто не нужна), однако же сталкиваетесь с массой других сложностей. Глупо будут выглядеть как общеизвестные метафоры (да, неплохо бы ознакомиться также со всеми стилистическими приёмами, если вы в них не разбираетесь), затёртые, что называется, до дыр, так и слишком оригинальные, придуманные вами же. Учитесь находить баланс. И, наконец, помните о том, что белое стихотворение написать гораздо сложнее, чем рифмованное: ведь в стихотворении главное – не рифма, а ритм, который в случае отсутствия рифмы не каждый может «поймать» и «удержать».
Если вы пишете белые стихи, стихи в прозе, хокку или верлибры, опубликуйтесь в альманахе «Золотая строфа: стихи и проза»! http://zolotayastrofa.ru/almanah/almanah_stihi_i_proza.php
Интересная страница? Поделитесь ей с друзьями: